МБОУ «Приморская СШ им. Героя Советского Союза М.А. Юшкова»
Красноярский край Балахтинский район поселок Приморск улица Ленина 12
  • Из истории школы

    Приморская средняя школа

    История и жизнь Даурской и Приморской средних школ связаны тесно и неразрывно. В связи с заполнением Красноярского водохранилища и переселением многих деревень Даурского района в поселок Приморск переехала Даурская средняя школа вместе с учениками, учителями и всем школьным скарбом. Приглашаем вас заглянуть в историю образования на Земле Даурской.

    Аз буки
    В восьмидесятых годах XIX века в Даурске стали появляться первые местные «грамотеи». Впоследствии они рассказывали, как их учили церковно-славянской грамоте. Сначала изучали алфавит. Каждая буква имела своё название. Например, вместо «а» читали «аз», «б» - «буки», «м» - «мыслите» и т.п. После изучения всего алфавита начиналось составление слогов («мА» надо было произносить при слиянии букв так: «мыслите-аз»). Даже слово «мама» было очень трудно усвоить ученикам при таком методе обучения. 
    Для того чтобы преодолеть всю эту схоластику, требовалось много труда и времени. Обучение шло очень медленно и нудно: требовалось много терпения и настойчивости, чтобы научиться читать такой текст. Когда же ученик привыкал к чтению, то появлялась новая трудность - он не понимал смысла прочитанного, хотя на последнее обстоятельство не обращалось особого внимания.
    После преодоления трудности чтения, начиналось обучение письму. До этого этапа редко кто из учеников добирался, так как неумелое преподавание малограмотными учителями отбивало у учеников всякое желание учиться. Они отсеивались как неспособные к восприятию науки, что считалось тогда вполне естественным.
    Несовершенные методы обучения грамоте сопровождались всевозможными наказаниями. Учеников, которые не могли воспринять все премудрости учёбы, жестоко наказывали. Учитель трепал их за волосы, драл за уши, бил линейкой или указкой по голове, ставил коленями на горох или дресву. Если учитель жаловался родителям на неспособных учеников, то те жестоко избивали за это своих детей дома.
    Депо заканчивалось тем, что незадачливого ученика забирали из школы. В результате - грамотных крестьян были считанные единицы. Этим «грамотеям» приходилось часто отвлекаться от домашней работы. Были случаи, когда за ними приезжали специально на пашню и снимали с работы только затем, чтобы расписаться за неграмотных крестьян в документах. В менее важных документах многие крестьяне вместо подписи ставили крестики. Такое оформление документов считалось вполне естественным и законным. Это порождало массу злоупотреблений, вело к экономическому закабалению и политическому бесправию неграмотного населения.
    Жители Даурска решили начать строительство школы. По собственной инициативе они заготовили в тайге лес, камень для фундамента, вывезли всё это на строительную площадку, выкопали котлован для фундамента и приняли участие в строительных работах. За счёт государства были выполнены только отделочные работы и закуплены необходимые материалы железо для крыши, гвозди, стекло, кирпич. Из заготовленного леса сделали основное оборудование для школы: парты, столы, шкафы, классные доски.
     

    Год 1917. Революция. Школа отделена от церкви, отменено преподавание Закона Божия. Даурская школа при 40 учащихся и двух учителях реорганизуется в советскую тру¬довую школу первой ступени. Число желающих получить образование стремительно растёт. В это время решением местного Совета школа была переведена в двухэтажный дом, при¬надлежавший местному купцу Белянкину.
    1920 год. Обучается 80 ребят, в школе преподают трое учителей
    В 1924 году районное административное деление приходит на смену прежнему волост¬ному. Даурская школа становится районной, в ней 120 учащихся и четыре учителя.
    Зимой 1928 года при невыясненных обстоятельствах школа в селе Даурском сгорела.
    В самый короткий срок - за восемь месяцев - было построено новое двухэтажное здание.
    Много труда и энергии в 20-е годы вложили в обучение и воспитание детей такие учителя, как М.А. Попкова, А.П. Попков, Е.И. Горохова, С.П. Морозов, Г.А. Апахов, М.П. Константинов, И.И. Чапан.
    С 1928 года школа перепрофилируется в ШКМ (школу крестьянской молодёжи), от¬крываются подготовительный и два пятых класса, а с 1930 года она называется Школой колхозной молодёжи. С открытием ШКМ появилась возможность получать образование за курс семилетки в Даурске.
    С 1928 года ШКМ заведовал Г.А. Апахов, окончивший агропединститут. В ШКМ большое внимание уделялось соединению теории и практики при изучении сельскохозяйственного производства. Преподавались отдельными предметами сельское хозяйство, столярное и переплётное дело. При школе имелся земельный участок своё подсобное хозяйство с ло¬шадьми, сельхозмашины (сенокосилка, конные грабли, жатка, плуг).
    В 1934 году ШКМ имела уже десять классов-комплектов при 12 учителях и одном агрономе, столярную мастерскую на 20 рабочих мест с полным набором столярных и сле¬сарных инструментов, а также сверлильный и токарный станки, пять комплектов для пере¬плётного дела. В 1934 году колхоз «Искра» выделил ШКМ 25 лошадей с полным набором сельскохозяйственного посевного и уборочного инвентаря. В результате добросовестного труда под руководством учителя-агронома ребятам удалось посеять и убрать урожай на площади в 75 гектаров. Для учащихся 5-7 классов ввели производственную сельскохозяйст-венную практику.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie