МБОУ «Приморская СШ им. Героя Советского Союза М.А. Юшкова»
Красноярский край Балахтинский район поселок Приморск улица Ленина 12
  • Родителям

    Многие родители и преподаватели не знают, кто же такой психолог и каковы его функции, чем он занимается, зачем проводит с детьми диагностику. Хочу ответить на самые распространенные вопросы.

    Психолог и психиатр Эрик Берн известен как разработчик транзакционного анализа и сценарного анализа. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом живем по этому сценарию. Вот 10 цитат этого выдающегося психолога о том, как программируется наш мозг:

    1. Сценарий — это постепенно развёртывающийся жизненный̆ план, который̆ формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей̆. Этот психологический̆ импульс с большей̆ силой̆ толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

    2. В первые два года поведение и мысли ребенка программируются в основном матерью. Эта программа и формирует первоначальный̆ каркас его сценария, «первичный̆ протокол» относительно того, кем ему быть, то есть быть ли ему «молотом» или «наковальней̆». 

    3. Когда ребенку исполняется шесть лет, его жизненный̆ план уже готов. Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: «Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно». Хороший̆ дошкольный̆ воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или будет неудачником.
     
    4. План на будущее составляется в основном по семейным инструкциям. Некоторые из самых важных моментов можно обнаружить довольно быстро, уже в первом разговоре, когда психотерапевт спрашивает: «Что родители говорили вам о жизни, когда вы были маленьким?»

    5. Из каждого указания, в какой̆ бы косвенной̆ форме оно ни было сформулировано, ребенок старается извлечь его императивное ядро. Так он программирует свой жизненный̆ план. Мы называем это программированием, поскольку воздействие указания обретает характер постоянства. Ребенок воспринимает желания родителей̆ как команду, таковой̆ она может остаться на всю его жизнь, если в ней̆ не случится какого-то драматического переворота или события. Только большие переживания, например война, или неодобренная родителями любовь могут дать ему мгновенное освобождение. Наблюдения показывают, что жизненный̆ опыт или психотерапия может также давать освобождение, но значительно медленнее. Смерть родителей̆ не всегда снимает заклятие. Наоборот, в большинстве случаев она его делает крепче.

    6. Чаще всего детские решения, а не сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека. Что бы люди ни думали или ни говорили о своей̆ жизни, нередко создается впечатление, будто какое-то мощное влечение заставляет их куда-то стремиться, очень часто совсем не в соответствии с тем, что пишется в их автобиографиях или трудовых книжках. Те, кто хочет делать деньги, теряют их, тогда как другие неудержимо богатеют. Те, кто заявляет, что ищет любви, пробуждают только ненависть даже у тех, кто их любит.

    7. В жизни человека сценарный̆ итог предрекается, предписывается родителями, однако он будет недействительным до тех пор, пока не будет принят ребенком. Конечно, принятие не сопровождается фанфарами и торжественным шествием, но, тем не менее, однажды ребенок может заявить об этом со всей̆ возможной̆ откровенностью: «Когда я вырасту, я буду такой̆ же, как мамочка» (что соответствует: «Выйду замуж и нарожаю столько же детей̆») или «Когда я стану большой̆, я буду как папа» (что может соответствовать: «Буду убит на войне»). 

    8. Программирование в основном происходит в негативной̆ форме. Родители забивают головы детей̆ ограничениями. Но иногда дают и разрешения. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам (они неадекватны), тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением. Истинное разрешение — это простое «можно», как, например, лицензия на рыбную ловлю. Мальчишку никто не заставляет ловить рыбу. Хочет он — ловит, хочет — нет и идет с удочками, когда ему нравится и когда позволяют обстоятельства. 

    9. Разрешение не имеет ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами. Человека, обладающего подобным разрешением, видно сразу, так же, как и того, кто связан всевозможными запретами. («Ему, конечно, разрешили думать», «Ей разрешили быть красивой̆», «Им разрешено радоваться».) 

    10. Нужно еще раз подчеркнуть: быть красивой̆ (так же как иметь успех) это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако лишь в ответ на улыбку отца или матери может расцвести настоящей̆ красотой̆ лицо дочери. Если родители видели в своем сыне глупого, слабого и неуклюжего ребенка, а в дочери — уродливую и глупую девочку, то они такими и будут.
     

    Мотивация школьника – острейшая проблема современности, которая стоит не только в каждой семье, где есть дети школьного возраста, но и в сфере образования в целом. В статье мы рассмотрим эти важнейшие темы, которые мы сегодня максимально осветим. 
    А вашему ребёнку нужна мотивация? Начнем с того, что зададим себе вопрос: «Любит ли мой ребенок ходить в школу?» И ответим на него тоже давайте откровенно. Если да, то вам, а прежде всего, вашему ребенку очень повезло. Вам не нужно переживать и постоянно думать о том, как привить интерес к учебе у ребенка, вы спокойны, ведь мотивация ребенка к учебе высока. Одиннадцать лет его жизни будут наполнены не только ежедневным получением знаний, но и получением удовольствия от достижения высоких результатов.

    Если же ваш ответ – нет, то отсюда вытекает следующий вопрос: «Хотите ли вы изменить сложившуюся ситуацию, и сделать своего ребенка более счастливым, или пусть все остается, как есть?»
    Подозреваем, что если вы – на нашем сайте, то ваш ответ: «Хочу изменений и счастья своему ребенку». Тогда давайте скорее действовать!
    С какого возраста стоит задуматься о мотивации к учёбе?
    Если ваш ребенок – ученик начальной школе, и вас уже интересует мотивация к учебе у младших школьников – это замечательно. Как и в развитии спортивных, творческих и других талантов, принцип «чем раньше, тем лучше» работает и здесь. Мотивация к учебе подростков и мотивация студентов к учебе – это уже темы под звездочкой, то есть повышенной сложности.

    Сформировавшиеся привычки, отношение к обучению и к школе в целом, нежелание что-либо менять могут стать серьезными препятствиями в плане действий «как привить ребенку интерес к учебе» для старшеклассников. Но меняться никогда не поздно, и менять свои привычки можно в любом возрасте. Да, как повысить мотивацию к учебе у подростков – вопрос наисложнейший, впрочем, как и все психологические или педагогические вопросы, связанные с этой возрастной категорией. Но именно в этом возрасте, интересы детей меняются с необыкновенной скоростью, они открыты для всего нового и интересного. Поэтому этим шансом нужно пользоваться, не раздумывая.

    Первое, что придётся принять, мотивация для учебы в школе по мановению палочки у детей не появится. Это огромная работа, затрагивающая не только обучение, но и другие сферы развития ребенка. Сказать: «Учись, сыночек/дочка, а то хорошую работу не найдешь» тут недостаточно.

    Здесь вообще слова вряд ли помогут, если только они не волшебные. Мотивация подростка к учебе сформируется только при появлении мотивации к саморазвитию в целом. Ребенку нужно пройти непростой, но крайне эффективный путь, чтобы вопрос как вызвать интерес к учебе у ребенка отпал у вас сам собой. Как вызвать интерес у ребенка к учебе, и как повысить мотивацию к учебе? 

    Шаг1. Я сам. В школьном возрасте у ребенка редко, когда есть адекватная самооценка. В школе его оценивают учителя – ставят ему оценки, ради получения которых он и не сильно старается, потому что нет мотивации, и это – замкнутый круг; дома его оценивают родители, и их оценка также частично формируется на основе успеваемости; сверстники его не оценивают по отметкам, но когда ребенка и дома, и в школе считают «слабым» учеником, троечником, то и он себя будет считать таким же, и, что хуже, будет соответствующе себя вести. Вот что необходимо изменить! На первом, самом сложном этапе нужно помочь ребенку понять, на что он действительно способен, что у него получается лучше, что хорошо, а что чуть хуже. У него должно быть реальное и собственное представление о себе и о своих знаниях, способностях, возможностях, чтобы осознавать, куда и зачем ему стремиться. Ему нужно исследовать себя и с собой, настоящим познакомиться. Только когда ребенок узнает свои слабые и сильные стороны, он сможет идти дальше.

    Шаг 2. Мои цели. Все дети – мечтатели. И для многих из них мечты – это что-то неисполнимое, то, что просто живет в их воображении и никогда не станет реальностью. Но на этом этапе им нужно рассказать, что все мечты могут трансформироваться в цели. Цели могут быть и крайне амбициозные, но, если дети уверены, что их достижение – это залог их счастья, значит нужно действовать. И тому, как действовать, нужно тоже научить.

    Шаг 3. Я принимаю решение. Дайте понять, что ваш ребенок имеет права принимать решение, научите его делать это правильно. Не нужно утверждать, что он еще маленький и ничего не понимает. Расскажите ему, как нужно правильно делать выбор, учитывать все исходы принятого решения, знать обо всех угрозах и возможностях. Научите ребенка самостоятельности, и тогда ему будет проще стать цельной личностью и аргументированно высказывать свое мнение в любой ситуации. 

    Шаг 4. Мой результат. А за сделанный выбор нужно уметь отвечать. И не только за выбор, но и за все свои действия и слова. Только понимая, что за все, что он делает и говорит, несет ответственность только он, а не родители и учителя, ребенок начнет жить осознанной жизнью.

    Шаг 5. Моя инициатива. Итак, как развить интерес к учебе у ребенка? Ему нужно дать понять, что его возможности практически безграничны! Их можно расширять, расширять и расширять! И когда ребенок поймет, что он может многое, он начнет к этому стремиться и добиваться того, что даже совсем недавно ему казалось невозможным. 

    Важно!

    Мотивация на учебу школьника возникнет только тогда, когда он научится ставить перед собой конкретные цели, достигать их, нести ответственность за свои слова и действия. Это наиболее важные навыки, необходимые каждому успешному человеку в современном мире.
    7 достижений вашего ребенка на пути к успеху в учёбе
    Итак, еще раз, к чему же мы с вами придем? Финишная прямая на пути к цели.

    «Как повысить мотивацию ребенка к учебе»:
     
    Ваш ребенок поймет себя и поверит в собственные силы.

    У него появится желание добиваться высоких результатов, и он будет это делать.

    Он сможет понимать себя, свои возможности, и реально оценивать их.

    Ребенок научится четко формулировать свои цели и видеть путь их достижения.

    Он узнает, как делать выбор рационально, а не эмоционально.

    Он будет видеть свои результаты и объективно их оценивать.

    Ваш ребенок научится проявлять инициативу и быть более внимательным к окружающим его людям, но самое главное – узнает, зачем это делать.

    Подростковый возраст иногда называют «весной жизни». Вчерашние дети - послушные, покладистые, милые, любознательные – вдруг, как вскрывшаяся из-подо льда река, начинают показывать свой норов – дерзят, взрываются по любому поводу. То улыбаются, как ясно солнышко, то замыкаются в себе, хмурятся и, кажется, зима опять вернулась. Совсем недавно они радовали нас своими оценками, делились своими секретами и вдруг стали грубить, игнорировать нас, часами сидят за компьютером, забрасывают учебу, уходят из дома и возвращаются под утро, любое замечание вызывает взрыв эмоций.
    И нас родителей, конечно, тревожит, что дети отдаляются от нас, что пропадает близость и доверие, что мы теряем над ними контроль, появляется страх не справиться с ребенком и с собой. Что же происходит с нашим ребенком?
    Вы не поверите! А происходит чудо, невероятное превращение! Начинается пятилетний путь глубинной трансформации - превращение Ребенка во Взрослого.
    Для начала, хорошо бы разобраться, какие именно превращения происходят в подростковом периоде.
    Приоткроем завесу таинственных метаморфоз
    Физиологические превращения:
    •    Становление репродуктивной функции, сопровождающееся появлением вторичных половых признаков;
    •    Интенсивный рост в длину, увеличение массы тела;
    У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы, но темпы их роста неодинаковы, например рост конечностей опережает рост туловища.
    Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. В этот период нужно внимательно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за столом, т.к. неправильное положение корпуса при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.
    •    Морфологические и функциональные изменения сердечно-сосудистой системы;
    В течение подросткового возраста размеры и масса сердца удваиваются. Вены растут быстрее артерий.
    Нередко возникают также сердцебиение, учащение пульса, возможны одышка, головная боль в области лба.
    •    Неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем;
    При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении у подростков могут появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение, иногда развивается даже обморочное состояние (лицо бледнеет, кисти рук холодные, могут приобретать синюшный оттенок), может быть рвота. Эти явления в положении лежа быстро проходят. У подростков нередко наблюдаются повышенная потливость, быстрая смена настроения.
    В связи с усилением функции сальных желез кожи их протоки могут закупориваться, что приводит к появлению угрей.
    Стимулируемое половыми гормонами увеличение массы жировой ткани, особенно у девочек, предрасполагает к развитию ожирения.
    •    Нередко, при интенсивном чтении и чрезмерной умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения;
    Поэтому необходимо строго следить за соблюдением подростком режима и правил чтения.
    •    Перестройка функций всех органов и систем.
    Подробнее о физических и психосоциальных изменениях в подростковом возрасте читайте в медицинской энциклопедии: https://slovar.wikireading.ru/1421576


    Превращения психики:
    Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики:
    •    В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, связанная с неравномерностью психического и физического созревания;
    В результате черты «детскости» (повышенная внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию) сочетаются у них с проявлениями «взрослости», поэтому поведение часто выглядит непоследовательным, возможны его нарушения.
    Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т.п.) без учета его склонностей и способностей нередко возникают реакции протеста, которые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие.
    •    Нередко проявляются признаки эмоциональной неустойчивости;
    Немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности.
    •    Интенсивно формируется самосознание, начинают формироваться элементы теоретического мышления;
    В мышлении подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

    •    Появление устойчивости самооценки и образа «Я»;
    Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».
    Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности.
    •    Память развивается в направлении интеллектуализации;
    В подростковом возрасте наблюдается развитие опосредованной и логической памяти, снижается уровень механической. Память подростков улучшается, детям необходимо запоминать больше информации, а механическая память слабеет и им сложно перестроиться. В связи с этим дети жалуются на плохую память. Но если подросток научится мыслить логически, то он будет усваивать больше информации.
    •    Происходит формирование системы личностных ценностей;
    Система ценностей определяет содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.
    Одно из характерных желаний подростка - освободиться от опеки или контроля взрослых. В поисках самоутверждения подростки иногда подражают определенному лицу, литературному образу, киногерою. Нередки и так называемые реакции компенсации, когда подростки на глазах у окружающих стремятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т.д.
    Социальные превращения:
    •    Чувство взрослости – центральное и специфическое новообразование этого возраста.
    Проявляется в стремлении подростков к самостоятельности и независимости, в манере одеваться, подражании манерам и поведению взрослых, в романтических отношениях со сверстниками другого пола.
    •    Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых;
    Огромную роль в формировании стиля поведения играют подростковые группы, подчиняющиеся определенным лидерам, причем вне стен учебного заведения лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания.
    •    Начинают формироваться профессиональные интересы, появляются навыки управления другими людьми вплоть до провокаций.
    Подростковый возраст может казаться родителям страшным и непредсказуемым. Но не стоит его бояться. Взросление – неизбежный этап в жизни каждого человека. Подросток учится понимать себя, других и окружающих мир, ему многое непонятно. Ему не просто смириться с собой в новом качестве: уже не ребенка, но еще и не совсем взрослого человека.
    И если вы хотите поддержать своего ребенка, попытайтесь осознать, почему он поступает именно так, а не иначе. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот сложный период.


     

    "Мой ребенок здоров, зачем ему психолог?"

    Педагог-психолог, работающий в школе, не является медиком и не занимается лечением детей с помощью медикаментов, он не может ставить диагноз, но вправе обратить внимание родителей и учителей на проблемы в развитии психически здорового ребенка и помочь их устранить педагогическими и психологическими приемами.

    "Зачем психолог проводит диагностику, тестирование?"Хочу такой сайт

    Одна из задач работы школьного психолога – помочь ребенку успешно усваивать школьную программу, содействовать благополучной адаптации к школьным условиям, новому коллективу, помогать в решении возникающих проблем. Диагностика позволяет выявить детей с теми или иными проблемами, так, в первых классах наряду с диагностикой внимания, памяти, мышления проводится диагностика тревожности, адаптации к школе, уровня самооценки.

     "Можно ли обращаться к психологу за помощью в решении проблем воспитания, развития ребенка, в решении бытовых проблем?"

    Можно и нужно, но необходимо помнить, что психолог не может дать перечень рекомендаций « что нужно делать», выполняя которые Вы быстро справитесь с проблемой, ведь каждый человек индивидуален, поэтому специалист подскажет на что обратить внимание, порекомендует те или иные методы воспитания, поможет понять Ваши ошибки, разобраться в эмоциях и чувствах. Т.е. консультация психолога – это первый шаг к самопознанию обратившегося. Кстати, психолог не может решить Ваши бытовые проблемы, а вот объяснить, как они влияют на ребенка - может.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie